деревянный багеталюминиевый багетпластиковый багет



 Как повесить картину(фотографию и т.д.) не портя стену
    Система галерейной подвески(подвесная система)
    Специальные крючки, не нуждающиеся в сверлении стены

 Багетное дело
    Открытие багетного бизнеса
 История
    История и стили рамы
    История багетной рамы уходит в далекую древность.
    История изобретения стекла
 Паспарту
    Окна паспарту
    Виды паспарту
    Декор для паспарту
    Полезные советы: Паспарту и подвеска
    Выбор паспарту
    Картон для паспарту

 Стекло
    Виды стекла
    Работа со стеклом в багетной мастерской
    Узорчатое стекло
    Художественное стекло: обработка стекла, применение декоративного стекла
    Резка стекла с помощью движущейся линейки

 Задний картон
    Уплотнитель и задник

 Изготовление багетной рамы
    Размеры рамы
    Искусство составления рам

 Натяжка холста, вышивки, батика, гобелена
    Натяжка холста
    Натяжка гобелена
    Натяжка батика

 Накатка на основу и ламинирование(в термопрессе)
    Работы в термопрессе
    Художественное ламинирование

 Подрамник
    Что такое подрамник

 Кантик(слип)
    Что такое кантик(слип)

 Холст
    Холст и виды его основ

 Вышивка
    Возникновение вышивки в разных странах
    Вышивание гладью
    Основы вышивания
    Вышивание крестом
    Накладное шитье. Аппликация
    Узоры народных вышивок

 Гобелен
    Изготовление гобелена
    История гобелена

 Фотография
    История фотографии: Как все начиналось...

 Папирус
    Техника изготовления папируса
    История папируса

 Жанры живописи
    Анималистический жанр
    Бытовой жанр
    Натюрморт
    Батальный жанр
    Исторический жанр

 Живопись разных стран
    Японская живопись
    Живопись Древней Кореи
    Золотой век испанской живописи
    Живопись Германии
    Голландская живопись
    Индийская живопись
    Классическая живопись Китая
    Нидерландская живопись 16 века
 История развития живописи

 Стили живописи
    Абстракционизм
    Сюрреализм
    Ренесcанс
    Постживописная абстракция
    Неопластицизм
    Лучизм
    Караваджизм
    Аналитическое искусство
    Авангардизм
    Фовизм
    Романизм
    Раджионализм (Регионализм)
    Ориентализм
    Маньеризм
    Кубизм
    барокко
    Академизм
    Футуризм

 Техника живописи
    Акварель
    Пастель
    Фресковая живопись
    Живопись маслом
    Темпера

 Графика
    Что такое графика

 Дипломы, сертификаты, документы
    Документы

 Постер
    Арт постеры
    Постеры картин (репродукции)
    История постера
    Рекламные постеры

 Портрет
    История портрета
    Самый древний в истории портрет

 Зеркала
    История зеркала
    Виды зеркал
    Виды обработки зеркал

 Батик
    Батик далекой Шри-Ланки
    Магия индонезийского батика
    Материалы и инструменты для батика
    Полезные приспособления для батика
    История технологии батик
    Мифы о шёлке

 Виды батика
    Горячий батик
    Узелковый батик
    Свободная роспись
    Холодный батик

 Иконы
    Нанесение рисунка иконы
    Золочение иконы - техника
    Выбор основы для иконы
    Как писали иконы на Руси
    Первые иконы на Руси
    История возникновения техники иконописи

 Подбор багетного оформления
    Подбор рамки для фотографии
    Офрмление детских портретов
    Подбор оформления для абстракций
    Как оформить папирус
    Как оформить живопись?
    Правила оформления графики
    Оформление дипломом, сертификатов, документов
    Тонкости обрамления
    Багет для зеркала
    Оформление объемных работ
    Оформление настенной карты
    Рекомендации по оформлению вышивки
    Оформление иконы.Киот

 Оформление интерьера
    Батик в интерьере
    Фотография в интерьере
    Икона в домашнем интерьере
    Зеркало и интерьер. Выбор зеркал для дома
    Дизайн в багетном деле
    Папирусы в этническом интерьере
    Постер в интерьере
    Багет в интерьере
    Обман зрения: зеркало в доме
    Картина и интерьер
    Способы развешивания картин
    Вышивка и интерьер
    Гобелены и интерьер

 Информация для художников
    Пространство мастерской и хранение работ
    Требования к хранению живописи
    Краткая инструкция чистки картин
    Словарь художественных терминов
    Дефекты масляной живописи и их исправление
    Покрытие картин лаком
    Совет по отбеливанию и сгущению масел
    Ткани для батика
    Художественные кисти, кисточки
  Информация / Виды оформляемых изображений и предметов / Папирус

История папируса


С папирусом прочно ассоциируется Египет. Иероглифически Нижний Египет, то
есть страна, расположенная в дельте Нила, обозначался папирусом; папирус
является символом древней страны на Ниле в той же мере, что и ее пирамиды.
Его роль в формировании египетской цивилизации трудно переоценить. Кроме
того, из Египта папирус проник в другие страны Ближнего Востока, в
классические Грецию и Рим, где он был принят как основной материал для
письма после того, как на Ниле он прослужил для этой цели уже тысячи лет.
Даже жителям Месопотамии, которые предпочитали писать на глиняных
табличках, папирус отнюдь не был неизвестен.  Но Египет не только положил
начало использованию папируса как материала для письма, он, по-видимому,
был главным поставщиком папирусной «бумаги» на протяжении всей древней
истории. В сравнении с папирусом и пергамен, и наша современная бумага
использовались совсем недолго, хотя в течение определенного периода все
они были в употреблении одновременно. Поэтому было так естественно, хотя
вряд ли неизбежно, что Египет стал в конечном счете главным хранителем
папирусных документов, которые в этой стране оказались почти столь же
долговечными, как каменные монументы. Свитки, которые и вообще-то не
отличаются прочностью, попав в сырость, быстро истлевают, а, пересохнув,
становятся ломкими; как сказал Евсевий, один из отцов Церкви, «их пожирали
моль и время». Но, попав в благоприятный климат и пески Египта, они обрели
невиданную стойкость.


Папирус использовался на протяжении всей долгой истории Египта и,
вероятно, впервые был применен для письма еще в додинастический период.
Старейший известный нам папирус датируется временем I династии, т. е.
началом III тысячелетия до н. э. Но он ничем не заполнен  Emery  W. В.
Archaic  Egypt. Harmondsworth, 1961. (Поглавные указания на
библиографические источники, приведенные автором в конце книги, в
настоящем издании даются выборочно как постраничные примечания).


В 1893 г. швейцарский египтолог Эдуард Навилль приобрел папирус,
происходящий, вероятно, из какого-то абусирского храма и предположительно
датируемый 2700 г. до н. э. Предполагают, что еще несколько фрагментов
папируса из Берлинского музея и других мест относятся примерно к этому же
периоду.


Папирус — похожее на тростник водяное растение (Cyperus papyrus) семейства
камышовых, родиной которого является Африка. Он до сих пор в изобилии
произрастает по берегам рек в тропической части Африки, иногда даже
запруживая их течение своими буйными зарослями. Однако в древние времена
папирусные чащи тянулись вдоль всего Нила вплоть до дельты. Он несколько
отличался от тех разновидностей папируса, которые сейчас встречаются в
Сирии, Месопотамии, на берегах Иордана и в Сицилии, хотя они весьма
напоминают тот тростник Египта, из которого в древности изготовляли
«бумагу».


Древним египтянам папирус служил универсальным материалом для самых
различных целей, как бамбук в Юго-Восточной Азии или агава в Мексике: он
шел в пищу, служил строительным материалом, из него изготовляли одежду,
обувь, циновки, лекарства и многое другое. В наиболее распространенном
типе колонн в египетской архитектуре можно было распознать условное
изображение стебля и бутона папируса; оно достигло гигантских пропорций в
гипостильных залах Карнака и, возможно, послужило прообразом колонн
греческих храмов. Когда Ксеркс наводил мост через Босфор, чтобы завоевать
Грецию, он использовал канаты, свитые из папирусного волокна. Нил
бороздили быстроходные прочные тростниковые лодки, удивительно
напоминающие тростниковые суда озера Титикака и сделанные из пучков
папирусных стеблей — так, как делают их сегодня на великих озерах
Центральной Африки. Из того же материала была корзина, в которой младенец
Моисей был найден в зарослях папирусного камыша. Из папируса можно было
изготовлять листы, сворачиваемые потом в свитки, «готовые, — как сказал об
этом Эмиль Людвиг, — запечатлеть на себе мудрость, чтобы затем нести ее по
реке времени».


Нам неизвестно, когда искусство письма на папирусе было освоено греками.
Есть вероятность того, что этот египетский материал попал к ним
одновременно с финикийским алфавитом. В самом деле, если судить по термину
byblos (греческое слово, означающее «папирус»), греки впервые привезли
этот товар из финикийско-сирийского порта Гебала (Библа), название
которого у них ассоциировалось со словом «бумага». В то же время греческое
название книги — diphthera, которое означает «кожа», свидетельствует о
том, что сначала для письма использовались шкуры животных. Однако уже во
времена Геродота, в век Перикла (V в. до н. э.) папирус стал настолько
обычной канцелярской принадлежностью, что историк повествует о случае из
прошлого ионийцев, когда из-за нехватки папируса люди вынуждены были
использовать для письма шкуры животных, что делали в его время только
«варвары». В течение всего классического периода и в эпоху эллинизма
папирус оставался основным средством распространения произведений
греческой литературы. Книги приняли форму свитков, составленных из
отдельных листов (kollemata). И только постепенно, во времена раннего
христианства — этапы, остававшиеся неясными до недавнего времени, —
папирус уступил место пергамену, а свитки — современной формы рукописным
книгам в виде сложенных листов; эта форма, вероятно, была заимствована у
старинных «записных книжек» (pugillares), состоявших из нескольких вощеных
табличек, скрепленных шнурами или петлями.


Римляне, как и следовало ожидать, скопировали греков. Они называли папирус
charta или carta, и эти термины, как и слово «бумага», вошли в современные
европейские языки в виде слов chart (географическая карта) и card
(игральная карта, карточка). Кстати, латинское слово, обозначающее книгу,
являет собой столь же красноречивое историческое свидетельство, что и его
греческий двойник. Это слово — liber — этимологически ведет начало от
латинского слова «кора». Как материал для письма кора использовалась почти
повсюду; книги из коры были распространены в Центральной Азии и на Дальнем
Востоке, причем сравнительно недавно. Даже североамериканские индейцы,
кажется, использовали кору березы для записей. В историческую эпоху, как
свидетельствует Ливии, римские архивы применяли для записи также полотно
(libri lintei). Что касается книг, то ни их форма, ни материал, из
которого их делали, не являются чем-то всегда одинаковым. Книга — это
всегда книга, но форма книги постоянно меняется. По сути дела, мы только
ради удобства не называем книгой граммофонную или магнитофонную запись или
текст на микропленке, хотя, быть может, они являют собой «книги» будущего.


Ко времени цезарей, когда Египет стал частным владением императора, как
ранее он принадлежал Птолемеям, производство папируса и торговля им стали
преимущественно государственной монополией и важным источником дохода.
Сырье для производства папируса доставлялось все еще исключительно из
Египта. Как писал К. X. Робертс, английский папиролог, «Египет снабжал
папирусом всю Римскую империю от Адрианова вала до Евфрата и от истоков
Дуная до Первого порога на Ниле. Папирус использовался святым Иринеем в
Галлии так же привычно, как и Оригеном в Александрии». Как телеграф,
радио, газеты и другие средства информации в век электроники, папирус
помогал единению цивилизованного мира.

С ростом утонченности бывших некогда простыми крестьянами воинов Рима
появились тонкие и подчас почти неощутимые различия между разными типами
или сортами папируса — некоторые из них льстиво назывались в честь
императоров и их жен. Древние египтяне особо ценили священный папирус,
выделанный из сердцевины стебля. Они использовали его для религиозных
текстов. Знатоки различали почти столько же видов папируса, сколько
существует сортов вин, причем каждый обладал особыми достоинствами,
цветом, назначением, ценой, а также шириной и длиной. Некоторые из самых
лучших сортов папируса поступали из Себеннита, в дельте Нила, а также из
Таниса и Саиса; Carta Thebaica из Фив, в Верхнем Египте, также имел
солидную репутацию. Другие сорта назывались по именам их изготовителей.
Самый грубый сорт — emporetica («бумага для торговцев») — использовался
только как оберточная бумага.


В целом латинской литературе на папирусе повезло значительно меньше по
сравнению с греческой, поскольку латынь никогда не проникала в Египет
достаточно глубоко, разве что в административных целях в период римской
оккупации. Поэтому до нас дошло из Египта ничтожное количество латинских
папирусов. Как и в большинстве районов Восточного Средиземноморья,
греческий язык остался здесь официальным языком и при Римской империи.
Римское правление, возможно, было высокомерным и грабительским, но на нем
не лежала лицемерная печать mission civilisatrice. Даже последние слова
Цезаря были произнесены, вероятно, по-гречески. Предпочтение, которое
римляне отдавали папирусу, сохранялось довольно долго. После так
называемого падения Рима Кассиодор, римский патриций-христианин, живший в
VI в., восхваляет благородное растение: «И вот поднялся лес без ветвей;
эти кусты без листьев; этот урожай в водах; это украшение болот». Как
наследница Римской империи, церковь продолжала использовать папирус для
своих документов и булл вплоть до XI столетия. Последний датированный
документ этого рода происходит из канцелярии Папы Виктора II и относится к
1057 г. В археологических обзорах стало своего рода догмой, что
египтологические исследования начались во времена наполеоновской кампании
под сенью пирамид. Действительно, Наполеон основал Национальный институт в
Каире, и вслед за этим появились великолепные тома «Описания Египта».
Одним из счастливых результатов кампании было открытие Розеттского камня.
Но путешественники XVIII в. — граф Сэндвич, Ричард Покок, Джеймс Брюс и
граф де Вольней — были такими же деятельными и пытливыми исследователями
египетских древностей, как и французы, которые шныряли по долине Нила
десятью годами позже под охраной вооруженных завоевателей. Уже были
сделаны попытки расшифровать египетские иероглифы, полным ходом шли поиски
папирусов. Разумеется, предприятие Наполеона, которое существенно
отличалось от предшествующих по организации и финансированию работ, было
само по себе свидетельством вновь пробудившегося интереса к Древнему
Египту.

Нельзя, однако, отрицать, что кампания дала дополнительный импульс, открыв
европейский рынок для египетских редкостей — от обелисков до скарабеев, от
мумий до папирусов. И местные жители, и европейцы начали безжалостные
раскопки, наступили золотые дни для всякого рода торговцев и изготовителей
подделок — профессии, к тому времени уже процветавшей на Ближнем Востоке.
Эти люди с привычной и беспринципной легкостью угождали непоследовательным
вкусам музеев Европы и богатых коллекционеров, которые, к несчастью,
рассматривали папирусы как наименее ценные предметы из своего списка
вожделенных древностей. Поэтому с папирусами часто обращались весьма
неосторожно. Много свитков, несомненно, закончили свое существование в
стеклянных шкафах невежественных частных коллекционеров, чьи скучающие
потомки выбросили их или отправили на чердак вместе с акульими зубами и
высушенными головами.


Мародерство - худший вид археологии - состояло в основном в разграблении
древних мумий. Поскольку «оргия грабежей» была направлена на мумии
доптолемеевского Египта, большинство папирусов, добытых в течение первых
десятилетий XIX в., были написаны египетскими иероглифическими и
иератическими письменами, которые, как принято было считать, никогда не
поддадутся расшифровке. В этом был твердо убежден Франсуа Жомар, глава
французской миссии, вызвавший гнев молодого Шампольона отказом приобрести
еще несколько папирусов. Такого рода предубеждения привели к тому, что
папирусные свитки не считались ценным источником знаний о древности. Они
только удовлетворяли праздное любопытство и, как правило, безнадежно
рассеивались по всему свету.


Археологи, сопровождавшие наполеоновскую миссию, утверждали, будто они
первые осознали тот факт, что египтяне во времена фараонов обладали
книгами. Озарение пришло к разносторонне одаренному Доминику Ви-вану
Денону, талантливому рисовальщику, автору любовных стихотворений и протеже
Жозефины. «Я не мог удержаться, чтобы не польстить себе тем, что я первый
сделал такое важное открытие, — скромно писал он в своем „Voyage dans la
Basse et la Haute Egypte", — но был в еще большем восторге, когда
несколькими часами позже получил еще одно подтверждение своего открытия,
став обладателем манускрипта, найденного мною в руке прекрасной мумии...
Нужно обладать страстной любознательностью, быть путешественником и
коллекционером, чтобы до конца понять всю меру этого восторга». Денона при
виде этого зрелища охватили мучительные размышления и угрызения совести:
«Я чувствовал, что побледнел от волнения; я уже готов был распечь тех,
кто, несмотря на мои настоятельные просьбы, нарушил целостность мумии, как
вдруг разглядел в ее правой руке, а также под левой рукой папирусный
свиток, которого я,быть может, никогда бы не увидел, не потревожь они мумию;
мой голосизменил мне; я благословил жадность арабов, а превыше всего — случай,
который уготовил мне эту счастливую находку; я не знал, что мне делать с
моим сокровищем, и очень боялся, как бы не повредить его; я не осмеливался
притронуться к этой книге — самой древнейшей из известных доныне книг; я
не решался ни доверить ее кому-нибудь, ни положить ее где-нибудь; всей
ваты из моего стеганого одеяла, казалось мне, было мало для того, чтобы
сделать для нее достаточно мягкую упаковку. Не излагалась ли в рукописи
история этого человека? Не рассказывалось ли в ней о его времени? Может
быть, в ней было описано царствование властителя, при котором ему довелось
жить? Или в свитке содержались теологические догмы, молитвы, описание
какого-нибудь открытия? Забыв о том, что содержание книг известно мне не
более, чем язык, на котором они написаны, я на мгновение вообразил, что
держу в своих руках компендий египетской литературы...»


Нет нужды говорить, что археолог — грабитель могил поневоле — одержал верх
над моралистом. В своих путевых заметках Денон не говорит о том, куда он
привез свиток, но драгоценная находка вполне могла попасть в Лувр. Можно
предполагать, что, когда он  пришел в себя после своих сомнений и
первоначальных восторженных размышлений и узнал, что свитки, захороненные
с мумиями, отнюдь не уникальны, он уступил его какому-нибудь
коллекционеру», — такую мысль высказал современный египтолог Джеймс Байки.
Во всяком случае, нам неизвестно, где он, и мы не можем с уверенностью
судить о его содержании, но с большой степенью вероятности можно считать,
что свиток являлся одной из версий «Книги мертвых»; в настоящее время мы
обладаем большим числом вариантов этой книги.


Когда обычай древних египтян вкладывать папирусные свитки в могилы своих
усопших стал общеизвестным, расхищение мумий приняло массовый характер.
Эта печальная практика была, вообще говоря, не столь уж новой: феллахи и
раньше занимались грабежом могил своих древних предков в поисках так
называемого мумиё (смолоподобное вещество, которым пропитаны мумии),
долгое время почитавшегося западной медициной панацеей от всех болезней.


Удача Денона явилась своего рода прецедентом, поскольку в Европе спрос на
такого рода редкости возрастал день ото дня. Двадцатью годами позже на
сцене появились итальянские авантюристы: Пассалаква, Дроветти и
неподражаемый Бельцони. Этим самоуверенным джентльменам не было
свойственно уважение к останкам умерших три с липшим тысячи лет назад. Они
действовали с апломбом кондотьеров, осаждая свои «археологические
крепости» и  беря друг друга на мушку пистолета на манер необузданных
пионеров американского Запада. Их деятельность включала систематическое и
безжалостное ограбление фиванекого некрополя. Джованни Бельцони
откровенно говорил, что все его внимание было сосредоточено на извлечении
погребальных свитков: «Целью моих поисков было лишение египтян их
папирусов,- некоторые из их числа я находил спрятанными в груди мумий, под
руками, между ногами выше колен; на ногах; свитки были закрыты
многочисленными слоями ткани, в которую были завернуты мумии». Учитывая,
что магические погребальные свитки должны были облегчить мертвым египтянам
переход в другой мир, нельзя не увидеть в этом мрачную иронию: как и
пирамиды, свитки способствовали привлечению грабителей, обиравших прах их
владельцев. Когда улеглась пыль, поднятая этими дьявольскими набегами на
египетские некрополи, почти никто уже не помнил, что первый известный на
Западе египетский папирус был написан на греческом. Довольно долго
непрочитанные иероглифические свитки фиванских мумий занимали умы ученых,
но несколько разрозненных находок греческих текстов, если они вообще были
идентифицированы как греческие, в начале XIX в. почти не привлекали
внимания. Даже такой выдающийся историк эпохи эллинизма, как  немецкий
ученый Иоганн Густав Дройзен, проявлявший постоянный интерес к папирусам,
не смог распознать греческую скоропись на нескольких документах,
доставленных в Берлин (он решил, что они написаны на арабском!). Кроме
того, преимущественно юридическое и административное содержание известных
греческих папирусов поколебало надежды исследователей классической
литературы.


В 1809 г. французский священник, аббат Делиль, написал поэму, в которой
были следующие стихи: «D"Ho-mere et de Platon, durant les premiers ages /
le papyrus du Nil conservait les ouvrages» («От Гомера до Платона, на
протяжении первых веков папирус Нила сохранил эти труды»). Конечно, это
была всего лишь поэтическая вольность. Насколько известно, еще никто к
тому времени и в глаза не видел греческого классического папируса. Но тем
не менее Делиль, поэт меньшего масштаба по сравнению с Уордсвортом,
превзошел его как пророк. В июне 1821 г. англичанин Уильям Джон Бэнкс
посетил остров Элефантину на Ниле, в Южном Египте, близ Асуана. Остров уже
в те времена был важным центром торговли древностями, и здесь вместе со
своим итальянским другом Бэнкс приобрел у торговца ныне прославленный
свиток, содержащий выполненную прекрасным письмом II в. н. э. копию
семисот стихов из последней (24-й) книги «Илиады». Этот ценнейший
манускрипт был приобретен у семьи Бэнксов Британским музеем в 1879 г. Он
был почти на тысячу лет старше, чем самая старая из известных в то время
копий, но, как оказалось, это была первая ласточка из большого количества
гомеровских текстов, которые, к неудовольствию ученых последующих
поколений, составили значительную часть всех греческих папирусов. Копий
«Илиады» было намного больше, чем копий, очевидно, менее популярной
«Одиссеи». Тем не менее в 1820-х годах Гомер Бэнкса был сокровищем, и он
оставался редкостью до нового расцвета папирологии, который наступил через
полстолетия.


В сущности, все свитки, которые были обнаружены в первой половине XIX в.,
представляли собой нелитературные документы, относящиеся к повседневным
делам. Среди них выделялись бумаги II в. до н. э. из Серапеума, близ
Мемфиса, выкопанные феллахами в 1820 г., в которых содержались записи,
касающиеся двух сестер-жриц. Эти записи послужили источником для
нескольких романов, один из которых был написан французом Брассё-ром де
Бурбур.


В целом археологи, теперь появившиеся на сцене, стремились к более
значительным объектам: пирамидам, скульптурам, могилам и дорогим objets
d"art. Поэтому до нас не дошло почти никаких сведений о месте и
обстоятельствах обнаружения манускриптов. Более того, стало обычным делом
разделять манускрипт на части для увеличения дохода, и части одного и того
же свитка рассеивались, подобно умерщвленному Осирису, по всему свету в
ущерб научным исследованиям. Затем к середине прошлого века стали
появляться все новые и новые папирусы, по крайней мере время от времени.
Новые надежды возникли после появления утерянных речей Гиперида,
современника Демосфена; фрагмента из спартанского барда Алкмана,
приобретенного в 1855 г. Огю-стом Мариэттом для Лувра, и, наконец,
папируса, получившего впоследствии название «папируса пророчеств» и
попавшего, в конце концов в Берлин. В нем содержался каталог работ
Аристотеля, среди которых упоминалась утерянная "Афинская политая».
Впрочем, последняя была открыта, пятнадцатью годами позже.


Выдающиеся папирологи, такие, как А. С. Хант и Фредерик Кеньон, датируют
новую эру 1877 г. Именно тогда, как писал Хант в 1912 г., «были осознаны
громадные возможности Египта в этом направлении... и поток, которому тогда
было положено начало, с тех пор не прерывался». Эта хронологическая линия
раздела соответствует открытию в 1877 г. Файюма как источника папирусов.
Количество папирусов, затопивших каирский рынок древностей, было просто
ошеломляющим. Представители европейских научных организаций страстно
боролись за право купить их, но большая часть через одного австрийского
торговца попала в частную коллекцию эрцгерцога  Райнера Габсбургского,
который в 1884 г. поместил их в свой музей в Вене. Впоследствии эрцгерцог
неоднократно пополнял свою коллекцию, и в 1899 г., когда она была передана
Императорской Венской библиотеке, в ней насчитывалось около ста тысяч
папирусов разной длины — от небольших клочков до солидных свитков.
Большинство из них, однако, находились в плачевном состоянии. Почти все
папирусы, включая и те, которые были приобретены другими научными
учреждениями, представляли собой документы, то есть нелитературные тексты:
счета, расписки, контракты, разного рода официальные распоряжения,
завещания, договоры об аренде, школьные сборники упражнений, гороскопы,
письма, записки и т. д. Целые возы рукописей по содержанию касались
исключительно домашних мелочей. Большая часть папирусов относилась к
позднему, византийскому периоду, значительное количество было написано уже
после победы ислама. Почти треть венских папирусов — вероятно, самая
ценная часть коллекции — была написана на арабском языке. Довольно много
папирусов было на коптском. Хотя диапазон проблем, охватываемых
папирусами, был впечатляющим, ученые того времени уделяли мало внимания
социальной и экономической истории древнего мира. Папирусы ценились прежде
всего по их литературному содержанию, которое в данном случае
расценивалось как весьма посредственное. Кроме того, большое количество и
плохое состояние документов превращали сортировку и изучение их в
трудоемкое и длительное занятие.


Происхождение папирусов явилось предметом споров среди экспертов. Было
известно, что Файюм, в котором, вероятно, была сделана находка 1778 г.,
дал миру и эти папирусы, но точное местонахождение и обстоятельства,
способствовавшие их сохранности, не были известны. Хранитель коллекции
Райнера был убежден, что все они были извлечены из недавно открытого
древнего архива столицы округа Мединет-эль-Файюм — древней Арси-нои, или
Крокодилополиса. Однако он был введен в заблуждение относительным
единообразием первого венского приобретения, которое, как было позже
установлено, действительно происходило из одного источника. Но и при этом
условии состояние материалов — беспорядочность, фрагментарность,
изорванность, — так же как неофициальный, частный характер и их диапазон,
охватывающий несколько столетий (некоторые из них относились к X в. н.
э.), бросало тень сомнения на их предполагаемое происхождение. Статья
хранителя, опубликованная в Вене, была быстро опровергнута блестящим
молодым немецким египтологом Адольфом Эрманом. Эрман довольно смело
предположил, что все эти документы были найдены в громадных кучах мусора
(koms), тянувшихся на целые мили по всему Файюму, да и по большей части
остальной территории Египта. Драгоценные документы бесцеремонно
выбрасывались заодно со всяким хламом, образуя последовательно
чередующиеся слои в этих своеобразных египетских свалках. К счастью,
египтяне не были склонны к сжиганию своих бумаг и мусора. Они оставляли за
собой рукотворные холмы, подобные кучам кухонных отбросов доисторических
поселений. Местные феллахи всегда использовали их как источники богатых
солями азотной кислоты удобрений — себах. Нет нужды говорить, сколько
бесценных сокровищ было уничтожено вследствие этого. Некоторые палеографы
тем не менее, продолжали поддерживать тезис об архивном происхождении
документов, и они не были так уж не правы: найденные документы вполне
могли включать выброшенные за ненадобностью архивы.


Литературные приобретения пока что были намного скуднее, если не считать
частей утраченной «Гекалы», идиллического эпоса Каллимаха, изданного
Теодором Гомперцем. Но феллахи узнали о ненасытном аппетите европейцев на
этот «хлам», и с того момента этим клочкам бумаги уже не грозило полное,
уничтожение. Тем не менее, неосторожное обращение и явная небрежность вели
к тому, что разрушалось больше документов, нежели было когда-либо спасено.
И чаще всего никто не записывал, где были найдены те или иные документы и
где могли находиться другие части документов, что позволило бы
воссоединить их. И только со временем к экспертам, в том числе и
археологам, пришло понимание того, что нельзя оставлять дело поиска
папирусов в руках случайных и невежественных людей. Это положение должно
было, однако, измениться, когда У. М. Флиндерс Петри раскинул свою палатку
в Файюме в конце 80-х годов прошлого века. Ему предстояло первому начать
разыскивать папирусы по всем правилам науки и суждено было открыть еще
один источник древних манускриптов. С него начался героический век
открытий папирусов.




© Багет и багетные мастерские: оформление картин, фотографий и вышивок
   деревянный багет, алюминиевый багет, пластиковый багет